Сергей Артеев: Приговор Илье Первакову — приговор действующим сегодня тарифам на тепло

Сергей Артеев: Приговор Илье Первакову — приговор действующим сегодня тарифам на тепло

На очередной сессии Госсовет Коми рассмотрит законопроект о тарифе на тепло и водоотведение. По проекту республиканского закона, во втором полугодии ставка вырастет для населения на 4% и на 25% - для прочих потребителей – предприятий и организаций. К тому же парламентарии намерены обсудить компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям из регионального бюджета. Депутат Госсовета республики, председатель совета Коми регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Сергей Артеев намерен добиться пересмотра существующих тарифов на тепло, более того — публичного обоснования ставок минстроем региона. О прозрачности расчетов, аппетитах чиновников и острой необходимости кардинальных мер Сергей Артеев рассказал в интервью агентству БНК.

Фото Виктора Бобыря

- Федеральное законодательство предусматривает ежегодный рост тарифов на тепло в рамках заложенной индексации. Если для населения он четко ограничен рамкой в 4 %, то для прочих потребителей — уровень повышения определяет регион - год от года тариф растет на более чем 20%. На мой взгляд, сегодня тарифный комитет Коми (республиканская служба по тарифам в 2016 году вошла в состав минстроя региона - БНК), который призван защищать интересы населения и законно регулировать тарифную политику, свою работу не выполняет.

- Почему?

- Этот вопрос задается на всех совещаниях, которые проходят в Госсовете представителям Коми тепловой компании и главному регулятору - министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, в частности, тарифному комитету. Ответы разные: нам много рассказывают про износ сетей, про удаленность, географию, неплатежи населения. Отчасти - это правда, от этого не уйдешь. Однако налоги, сборы, индексация по всем составляющим расходов любой рядовой семьи и любого предпринимателя имеет свой предел. Все чаще и все больше на моих встречах с населением люди задают вопросы о непрекращающемся росте тарифов.

Возникает ответный вопрос: как структурирован тариф? Желание чиновников увеличивать размер тарифа, пробуждает желание населения узнать, на чем основаны эти «хотелки». Я не стал сильно мудрствовать, и на официальном сайте федерального минэнерго обнаружил методику «альтернативной котельной», где любой сознательный гражданин республики и страны может проверить тарифы в своем субъекте. Федерация давным-давно заложила основы сдерживания тарифов и ухода от ценового регулирования к конкурентной модели: понятным и четким, обоснованным аргументам стоимости с учетом износа сетей, климатических условий, расстояний. Причем, добиваясь прозрачности формирования тарифа, закладывая основу удовлетворенности потребителя качеством и ценой услуги.

- Что показала проверка?

- Проведя проверочные расчеты через эту модель, я убедился, что наши тарифы по ряду районов — «чемпионы» по росту по России, мы обогнали Камчатку и Якутию. Самые показательные муниципалитеты - это Корткеросский, Сысольский, Удорский районы и Ухта. Исходя из модели «альтернативной котельной» тарифы должны быть в два-три раза ниже. Тем временем, КТК ежегодно получает более полутора миллиардов рублей дотаций и субсидий из республиканского бюджета, ссылаясь на неконкурентный рынок, износ сетей и миграцию населения. Наверное, в прошлые годы, когда ресурсов хватало на всё, на это смотрели сквозь пальцы. Сегодня при жестком дефиците бюджета встает необходимость экономить.

- Возможно, именно в этом году необходима тотальная модернизация сетей, отсюда и запросы?

- Однако частные компании изыскивают средства на модернизацию, тогда как «Коми тепловая компания» не находит другого способа продлить себе жизнь, как прийти в правительство и попросить дополнительные средства. Когда мы входим в отопительный сезон, КТК впечатляет нас модернизацией своих узлов, агрегатов, программой переоснащения, автоматизацией и оптимизацией расходов. Но средства все же требует. Это шулерство какое-то. С учетом наращивания дефицита бюджета республики, вопрос с выделением этих средств становится все жестче и жестче. Если мы столь шумно, на всю страну обсуждали вопрос в связи с введением критерия нуждаемости по отдельно взятой льготе, так почему спокойно тратим миллиарды из казны сюда. Не уменьшая их размер, а только увеличивая. Отсюда мне непонятна позиция правительства, которая через введение критерия нуждаемости, по-видимому, старается отменить все льготы. Одну за одной. Но какой ценой?

- Какова практика в других регионах страны?

- Я сделал ряд звонков коллегам-депутатам, мэрам ряда городов России. Конечно, выделение бюджетных средств ресурсоснабжающим организациям в постоянно растущем объеме - это нонсенс. Такие примеры есть, но их единицы и размер субсидии ниже в десятки раз - 200-300 млн рублей. И в большинстве субъектов стоит цель — минимизировать дотации из бюджета и соответственно снижать нагрузку для населения. Если б ежегодная индексация и рост тарифов приводили к снижению субсидий и зависимости бюджета, все было бы логично.

- Как повышение тарифа для других пользователей скажется на жителях республики?

- В Корткеросе в зимний период оплата за двухкомнатную квартиру составляет уже 8-10 тыс. рублей. Чем люди заслужили такую «благодать», я не знаю. К тому же это угробит последние остатки малого и среднего бизнеса, что скажется на потребителях. Я вижу только один плюс от реализации подобных жестких мер - переход граждан на автономное отопление, которое уже происходит. Какой-то путь жесткий, кривой. Я уже не говорю о том, что в регион приезжают иностранцы, например, сейчас гостит шведская делегация, будут рассматривать инвестпроекты. Но как показывает практика, все контакты с потенциальными инвесторами, которые реально изучают экономический базис региона, наталкиваются на тарифы. Реализовывать здесь что-либо становится невыгодно, бизнес-планы не проходят.

- Какие меры вы предприняли для урегулирования ситуации с необоснованным ростом тарифом?

- Я направил открытые письма главе Коми и спикеру республиканского парламента Надежде Дорофеевой. Я пишу о том, что считаю принятие законопроекта недопустимым по отношению к гражданам нашего региона, малому и среднему предпринимательству. Привожу свои расчеты. Считаю, что нужно перепроверять тарифы и реально их снижать, снижение тарифа положительно скажется на положении граждан и их семей.

- Как Госсовет может повлиять на ситуацию?

- Принятие этого законопроекта влечет за собой поправки к бюджету. Я буду голосовать против этого закона, и я вынужден голосовать и против поправок в бюджет. Потому что мы говорим о многомиллиардном дефиците регионального бюджета, который только растет, и выделять средства на компенсацию расходов невозможно. Я обращаюсь ко всем депутатам Госсовета, чтобы они более сознательно подошли к этому вопросу и вспомнили кем они избраны, своих граждан, вспомнили те остатки малого и среднего предпринимательства, которые еще сосредоточены на их округах, и были готовы к вопросу на выходе из зала и у себя на местах: «А почему вы голосовали так?». Я думаю, каждый должен принимать решение в соответствии с его совестью и отношением к жителям республики.

Обращаясь к Надежде Дорофеевой, я прошу инициировать разбор, анализ тарифов. Сегодня депутатский корпус в состоянии инициировать пересмотр и не идти на поводу минстроя республики в установлении тарифов на тепловую энергию филиалам КТК.

Большинство депутатов положительно смотрят на мою инициативу. Все люди разумные, все понимают, и хотелось бы надеяться, что большинство депутатов проголосует против принятия этого законопроекта. В противном случае не знаю, какую оценку давать этому делу.

- А если законопроект пройдет?

- Я не исключаю обращений юридических и частных лиц в суды с исками о проведении экспертизы для обоснования и изменения существующих тарифов.

- Вопрос поставлен жестко, однако почему его не поднимали раньше?

- Экс-руководителю тарифного комитета вынесен достаточно суровый приговор . Я действительно ждал этого приговора, чтобы понимать, как его расценивать. Приговор суровый, Илья Перваков осужден за содействие установлению завышенных тарифов в системе ЖКХ. Другими словами, приговор по данному делу — приговор всей действующей системе тарифов в регионе. На мой взгляд, правительство должно принять разумное решение, самокритично оценить законопроект о повышении тарифа на тепло и отозвать его. Чтобы в ближайшее время принять комплексную программу действий по снижению тарифов. И речь здесь не только о тарифах на тепло.




Северо-Западный федеральный округ КарелияКоми Ненецкий автономный округ Архангельск Вологда Калининград Ленинградская область Мурманск великий новгород Псков Петербург

RSS рассылка

Другие новости

Другие новости

Обьявления