Епископ Арсений: Каждый греховный помысел, как бы он не был соблазнителен и сладок, - это хула на Бога, ложь на Него

Епископ Арсений: Каждый греховный помысел, как бы он не был соблазнителен и сладок, - это хула на Бога, ложь на Него

12 ноября 2017 года в Неделю 23-ю по Пятидесятнице епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской в деревне Юрьево Парфинского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что евангельское чтение на Литургии повествует о том, как Господь исцеляет гадаринского бесноватого. Христос, пребыв в пределы Гадаринские, встретил этого несчастного человека, который даже не имел своего жилища, был отвержен обществом, жил, как изгой, в пустыне в гробах, т. е. в пещерах, где погребали мёртвых, ведь для соотечественников он не был своим, потому что внушал ужас. Одержимость, как отметил владыка, наверное, самое большое несчастье, которое может случиться с человеком в следствии грехопадения. Начиная с первых согрешивших людей, Адама и Евы, род человеческий и весь мир оказался под властью «князя века сего» или мира сего, как он называется в Евангелии. Он не господин, не владыка этого мира, но он узурпировал эту власть, склонив первых людей ко греху, и продолжая на протяжении всех эпох быть тираном для человеческого рода. И вот от власти этого тирана, дьявола, и пришёл спасти нас Господь, Он пришёл, чтобы сокрушить его державу и силу, победить смерть и ад, Господь пришёл для того, чтобы вернуть нам первозданный Рай. И с последствиями греха, которые тяготеют в истории над родом людским в виде болезней, страданий, смертей, люди сталкивались и сталкиваются ежедневно, но самым сильным проявлением этого первоначального греха, этого добровольного подчинения людей дьяволу является одержимость. Несколько случаев описаны в Евангелии, но и сейчас, как и две тысячи лет назад, встречаются такие несчастные люди.

Когда Господь Иисус Христос встречает этого несчастного гадаринского бесноватого, то тот обращается к Нему, но не от своего имени, а это враг в нём говорит, знающий очень хорошо, Кто такой Христос, для него не остаётся сомнений в том, Кто Он, и он только говорит: «Что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Но Господь запрещает этому бесу говорить устами бесноватого и тогда, согласно этому евангельскому рассказу, на вопрос Христа, как тебе имя, бес говорит: «Легион», а легион - это подразделение в римской армии, состоящее из шести тысяч человек, и значит такое множество бесов овладело гадаринским бесноватым. И Господь Своей всемогущей властью, как Владыка неба и земли, приказывает этому легиону оставить человека. И здесь, как подчеркнул владыка, проявляется истинная сущность этой нечистой силы, которая не имеет никакой законной власти в этом мире и не только над людьми, но даже и над другими творениями, пока не попустит, по Своему промыслу, этого Господь, и они просят, чтобы Он не изгонял их в бездну, но позволил войти в пасущиеся неподалеку стадо свиней. И только по разрешению Христа они, оставив человека, вошли в свиное стадо, которое сразу обезумело и бросилось с крутизны обрыва в море, и всё погибло.

Примечательна также и реакция жителей этой страны, которые, услышав о всем происходящем, пришли, чтобы убедиться на самом деле ли исцелился бесноватый, и увидев, что все эти обстоятельства правдивы, человек здоров, находится со Христом, а стада больше нет, то вместо того, чтобы возблагодарить Бога, просят Его удалиться из их пределов, настолько их ужаснули эти события, настолько их ужаснула близость Бога. И только один вчерашний бесноватый, тот, кто наводил ужас на всю округу, не хочет оставлять Христа, но получает заповедь: «Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:39). Таким образом, он стал, по сути, одним из первых христианин.

Конечно, этот рассказ повествует не только о событиях давно минувших дней, иначе мы снова и снова не перечитывали бы Евангелие за Литургией и дома, но эти слова открывают что-то и для нас самих, ведь, хотя и изредка, но случаются случаи беснования и встречаются случаи, когда Господь всемогущей Своей властью, так как Христос сильнее дьявола, продолжает исцелять и помогать по молитве Церкви этим несчастным. Но мы то скажем о себе, что мы не бесноватые, и спросим, какое отношение имеет эта притча к нам, какие мы уроки можем извлечь? Как отметил владыка, авторы духовной литературы, преподобные, которые составляли аскетические творения не только для своих учеников-монахов, но и для христиан последующих поколений, в событиях грехопадения первых людей видели ту драму, которая разыгрывается в сердце каждого человека из ныне живущих, то, как грех постепенно овладевает человеком. Как змей сначала предложил Еве прекрасный плод, так и в наших умах и душах сначала появляется некая соблазнительная картина, и мы начинаем взвешивать, как нам поступить.

«Помыслом» на языке аскетики называется плод нашего сознания, который приходит извне, и в этот самый момент очень важно, чтобы человек понял, что этот помысел исходит от врага, дьявола, идущего против Бога. Каждый греховный помысел, как бы он не был соблазнителен и сладок, - это хула на Бога, ложь на Него. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1), - спросил змей, согласно книге Бытия, произнося ложь на Бога. «Нет», - ответила Ева, - «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2). У Евы было «собеседование с помыслом», который предлагал противное воли Божией и назывался у отцов аскетов началом греха, но в этот момент, как отметил владыка, ещё достаточно легко остановить развитие греха в своём сердце, сравнительно легко, по сравнению с тем, что будет дальше, когда человек всё больше и больше соблазняется этой картинкой, искушением, как Ева, которая видит, что и плод сладок, и может быть ничего страшного не случится, если она ослушается повеления Божия, съест его сама и даст мужу своему, ведь может быть прав змей: Бог просто завидует им, и, съев плод, они будут сами, как боги…

Вот так происходит склонение ума и сердца на сторону греха и допущение того, что Бог несправедлив к нам, что Он лжёт, давая заповеди, хотя на самом деле Господь желает нам только добра. И вот это уже «сосложение» с грехом в уме и сердце человеческом. Об этом хорошо знают не только монахи, но и все христиане, которые читают святоотеческие творения, ведут духовную жизнь и внимательны к тому, как грех развивается в сердце человека. Когда человек в уме и сердце уже согласен с этой соблазнительной приманкой, то очень легко сделать следующий шаг, совершить грех на деле, и тогда воля уже склоняется перед этим искушением, а ведь мы постоянно просим Господа в молитве: «Не введи нас во искушение». Как подчеркнул владыка Арсений, даже однажды совершённый грех легче не повторять, принеся покаяние, чем, снова и снова падая, закабалять себя под власть дьявола, в конце концов такой грех становится пороком или страстью, которая порабощает человека, и только с Божьей помощью, ибо все возможно Богу, человек может преодолеть ту или иную страсть. Только благодатная помощь свыше может разорвать эти порочные путы, которые нас связывают с грехом, хотя это и сложно, но есть надежда для всех, что всё равно, рано или поздно, при условии, что человек сам будет биться с этой страстью до кровавого пота, Господь Своею благодатью поможет разорвать эти оковы, как Он разорвал оковы гадаринского бесноватого.

Но в этом рассказе, по слову епископа Арсения, есть ещё один смысл, который как притча может быть применим ко всем нам. Владыка отметил, что сегодня мы совершили Божественную литургию в храме новомученников и исповедников Церкви Русской - это новопрославленные святые русской земли, пострадавшие, начиная с 1917 года. В этом году отмечается столетний юбилей этих событий, кто-то празднует, кто-то скорбит, но поводов для радости, на самом деле, мало, потому что эта революция означала не только катастрофу национального государственного строя, она была сигналом к кровавым гонениям на Церковь. Жертв этих репрессий было великое множество и среди высшего сословия: аристократов, офицеров, купцов, дворян, и среднего класса, крестьян и даже тех людей, которые её впоследствии и делали - революция не щадила никого. И вот в этом множестве жертв кровавого режима просиял сонм новомученников и исповедников Российских. Кто эти святые? Это пострадавшие за веру священнослужителе, монашествующие и миряне, простые люди, единственная «вина» которых была в том, что они были верны Богу, Христу и Его Церкви. За это их расстреливали, ссылали, морили голодом, умерщвляли в лагерях на тяжких работах, проводили зверские пытки и казни. Как и мученики первых времен (мученица Варвара, мученица Екатерина, великомученик Георгий, мученица Анастасия), так и новомученики и исповедники Церкви Русской XX века - это слава Церкви, наши святые ходатаи, наша надежда, что русская земля и русский народ прекратит это беснование, и как мы видим все-таки прекратил. И вопрос, которым мы задаемся в столетний юбилей этих страшных событий: кто мы современные русские люди, православные христиане? Являемся ли мы исцелёнными Христом, как гадаринский бесноватый, являемся ли мы наследниками в вере и добродетели новомучеников и исповедников земли русской или же мы снова готовы соблазняться обещаниями, проявлять ностальгию и ставить памятники кровавым палачам? Мы должны чтить память наших новомучеников и исповедников и постараться в своей церковной жизни и частной жизни быть достойными этой памяти, быть их наследниками в вере, чтобы им на небесах не было стыдно за нас сегодняшних православных христиан. И если мы будем питать в отношении к Богу и ближним хотя бы капельку той любви, которую имели эти святые, то значит, не только у нашей Церкви, но и у нашего народа, будет надежда на доброе будущее, - закончил владыка своё слово.



Северо-Западный федеральный округ КарелияКоми Ненецкий автономный округ Архангельск Вологда Калининград Ленинградская область Мурманск великий новгород Псков Петербург

RSS рассылка

Другие новости

Другие новости

Обьявления